Выдержки из статей о судебных спорах с участием специалистов ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
Структуры Минобороны РФ не считали нужным компенсировать сельхозпредприятию насильное изъятие земельного участка
Юридическое агентство «СРВ» вновь добилось, чтобы Минобороны России расплатилось по финансовым обязательствам подведомственных ему структур
Судебные споры о взыскании задолженностей с военных – хоть и небольшая, но все же отдельная глава в истории работы юридического агентства «СРВ».
Несмотря на кажущуюся простоту этих споров, добиться реального результата обычно бывает нелегко. Дело, как правило, осложняется тем, что военные структуры обычно «сидят» на строго целевом финансировании, и потому любые внеплановые расходы нередко превращаются в их «вечные» долги. Как здесь не вспомнить нашумевшее дело производственного объединения «Югстрой», построившего в конце девяностых военный городок в Нефтекумске. Военная часть более двух лет не могла оплатить произведенные фирмой строительные работы. Тогда «СРВ» впервые в практике хозяйственного правосудия Ставрополья поставило вопрос о субсидиарной ответственности Минобороны и добилось для строителей и положительного решения суда, и реальных выплат.
Любопытно, что на этот раз участники спора – Управление Северо-Кавказского военного округа и ГУСП «Николо-Александровское», обеспечивающее армию продовольствием – оба были подведомственны главному оборонному ведомству страны. Но разрешить финансовые противоречия «родственным» структурам мирно и без шума не удалось. За долги одного перед другим в итоге отвечало именно Минобороны РФ, то есть по сути российская казна.
Так, еще в июне 2003 года по ходатайству министерства у государственного унитарного сельхозпредприятия «Николо-Александровское», что в Левокумском районе, был изъят земельный участок площадью две с половиной тысячи гектаров. На нем разместился полигон Казачьей мотострелковой бригады СКВО. Надо отметить, что сельхозугодья находились у предприятия в бессрочном пользовании и ежегодно приносили неплохой урожай. Но противиться указу свыше «Николо-Александровское», безусловно, не стало. Утешением служило то, что в соответствии с Земельным кодексом РФ убытки, причиненные в результате изъятия участков для государственных нужд, владельцу должны быть возмещены. Тем более, что Управление Северо-Кавказского военного округа, которое стало новым хозяином земель, поначалу не открещивалось от выплаты компенсации.
По взаимному согласию определили сумму ущерба — 29,3 миллиона рублей. Все переговоры, безусловно, велись не без согласия на то самых высоких военных кругов. О том, что эти деньги сельхозпредприятие вот-вот получит, руководству «Николо-Александровского» было сообщено в письме, подписанном заместителем министра обороны России. И после получения «высокого» одобрения стороны заключили соглашение, в котором официально закрепили взятые на себя обязательства.
А затем последовала длинная череда обещаний-«завтраков» от Управления Северо-Кавказского военного округа, которые пришлось послушно «проглотить» сельхозпредприятию. Его терпения хватило почти на два года. За это время уверенность в том, что управление хоть когда-нибудь расплатиться, полностью растаяла: на все свои запросы «Николо-Александровское» получало неизменный ответ о том, что денег на компенсацию управление еще не получило от Минобороны.
Понимая, что тихое ожидание может продлиться вечно, «Николо-Александровское», пресыщенное однотипными завтраками, дерзнуло обратиться в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Управлению Северо-Кавказского военного округа. И не прогадало, так как представлять свои интересы сельхозпредприятие доверило юридическому агентству «СРВ», для которого спор подобного рода не был в новинку.
Суд первой инстанции иск удовлетворил в полном объеме. Принятие официального решения об изъятии участка для нужд государства и фактическое его использование военными в течение уже двух лет – оказались достаточными основаниями для взыскания убытков. Кроме того, Управление СКВО снова продемонстрировало завидную покорность, согласившись с предъявленными претензиями. Несвоевременное исполнение принятых на себя обязательств его представители объяснили все тем же, а именно – отсутствием бюджетных поступлений.
Но такая безропотность оказалась обманчивой, и дело забуксовало в апелляционной инстанции. Дело в том, что ранее смирное Управление СКВО подало жалобу, в которой попросило о полной отмене решения ставропольского арбитража. Объяснялась такая смена настроений формально: якобы человек, представлявший интересы военных в ставропольском суде, не был наделен достаточными полномочиями, хотя доверенность в деле, естественно, говорила об обратном. Кроме того, Управление СКВО указало на то, что возмещать убытки предприятию оно вообще не должно. Мол, основанием для компенсации является акт государственного органа исполнительной власти, а имеющееся постановление администрации Левокумского района об изъятии угодий таковым попросту не является. По мнению военных, такое решение могло принимать лишь Министерство имущественных отношений, но никак не райадминистрация. Таким образом, посчитали военные, как такового изъятия сельхозугодий вообще не было. А потому о каких убытках можно вести речь?.. При этом в управлении совершенно не отрицали, что уже в течение двух лет спорный участок благополучно использовался казаками.
Вопреки здравому смыслу, такая парадоксальная позиция апелляционной инстанцией была поддержана. Суд, отменив предыдущее решение, сделал вывод о недоказанности фактов изъятия земельного участка. Как следует из вердикта Фемиды, функционирование на землях «Николо-Александровского» в течение двух лет военного полигона и потеря сельхозпредприятием 2,5 тысяч гектара угодий никаких убытков совершенно не повлекло. Непоследовательная позиция суда, кстати, отразилась и в изданном постановлении: в описательной его части было указано, что участок изъят, но уже в мотивировочной говорилось, что факта изъятия все-таки не было. Такое же противоречие возникло и в отношении права сельхозпредприятия на компенсацию убытков.
Понятно, что такие откровенные огрехи в этом случае были лишь на руку специалистам «СРВ», которые использовали их для подготовки кассационной жалобы. Кроме того, при вынесении решения о незаконности постановления администрации Левокумского района об изъятии земель суд упустил из вида, что на момент издания акта право федеральной собственности на этот участок зарегистрировано не было. А значит, постановление было абсолютно законным. Кстати, еще в апелляции законность процедуры изъятия подтвердили и представители территориального управления Минимущества. Однако по какой-то причине суд им не поверил.
При рассмотрении кассационной жалобы юристы «СРВ», наученные опытом, подняли вопрос и о том, кто именно будет возмещать убытки сельхозпредприятию. Они понимали, что требовать, а главное – ожидать компенсаций с подведомственных Минобороны структур бесполезно: выплаты реально может осуществить лишь само ведомство.
Кассационная инстанция все доводы «СРВ» поддержала, указав на незаконность и необоснованность решения апелляции. Дело было отправлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд края. Причем отдельной строкой в судебном постановлении была прописана необходимость замены ответчика в споре, что в итоге и было сделано. При новом рассмотрении «СРВ» без труда удалось добиться положительного решения, несмотря на попытки военных затянуть процесс то непредставлением требуемых судом документов, то опять же жалобами на хроническое отсутствие денег.
По материалам постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 г. по делу № А63-683/05-С2