Научно-практические статьи по спорам с участием специалистов Агентства




  Президент Российской Федерации




  Интернет-портал Правительства Российской Федерации




  Сервер органов государственной власти России




  Верховный Суд Российской Федерации




  Консультант плюс




  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа




  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Арбитражный суд Ставропольского края




  Арбитражный суд Краснодарского края




  Арбитражный суд Ростовской области




  Ставропольский краевой суд




  Сайт Губернатора Ставропольского края




  Федеральные органы исполнительной власти России



  Адвокатская палата Ставропольского края




  Нотариальная палата Ставропольского края




  Арбитражный суд республики Дагестан




  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики




  Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики




  Арбитражный суд республики Ингушетия




 Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания




 Арбитражный суд Чеченской республики




 Арбитражный суд республики Калмыкия




 Арбитражный суд республики Адыгея



Сокращение бюрократических препон, возникающих из-за неправомерных действий органов государственной власти - основа развития бизнеса

В структуре АПК России сельское хозяйство является главным звеном. Оно является основой питания людей и важным условием для развития животноводства. К сожалению, в последние годы сельское хозяйство России находится далеко не в лучшем состоянии.

Необходимость возрождения российского сельского хозяйства после разрушительных реформ переходного периода и глобализацией проблем мирового сельского хозяйства.

Ещё большую значимость для государства сельское хозяйство приобретает в связи с применением санкций к Российской Федерации. Возможность покрытия собственных потребностей силами своих товаропроизводителей является основой продовольственной безопасности.

В связи с чем, Правительством Российской Федерации разработан комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках государственной аграрной политики.

Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Формально в России на федеральном уровне применяются долгосрочные механизмы государственной поддержки сельхозпроизводителей - финансирование должно осуществляться по направлениям и объемам, предусмотренным очередной Государственной программой развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, действующей в определенный период - на 2008-2012, 2013-2020 гг.

Кроме того, государством применяются меры разовой поддержки в случае наступления каких-либо негативных последствий, в виде бюджетных дотаций и компенсаций.

Большая часть территории России лежит в зоне рискованного земледелия. На больших пространствах урожайность сильно колеблется в зависимости от погодных условий.

К негативным последствиям относилась и засуха 2012 года.

Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение, оказать поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате засухи в 2012 году, путём предоставления субсидий.

И хоть крупные хозяйства больше не являются основой социальной жизни и быта в сельской местности, значимость этих хозяйств по-прежнему велика.

Мы уже рассказывали об одном из ведущих сельскохозяйственных производителей Ставропольского края СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина».

СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» - является крупным хозяйством, которое ведёт свою деятельность и обрабатывает земли не только на территории Ставропольского края, но и Республики Калмыкия.

Летом 2012 года продолжительная засуха нанесла ущерб многим сельскохозяйственным производителям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Калмыкия.

Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 г. ) «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» соответствующим субъектам Российской Федерации, в том числе Республике Калмыкия, выделены дотации на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года. В частности, Республике Калмыкия выделена дотация в размере 173 316 800 рублей.

СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» был нанесен ущерб в виде гибели посевов озимой пшеницы на площади 5 330 га, в результате чего СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина», на основании акта ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 12.09.2012 г. №001/1 «О проведении экспертизы объектов растениеводства, пострадавших в летний период 2012 года от чрезвычайных ситуаций «Засуха» в Республике Калмыкия», признан пострадавшим от гибели сельскохозяйственных культур – пшеница озимая.

Согласно акту №001/1 от 12 сентября 2012 года и приложения к нему, СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» понес затраты в общей сумме 21 837,76 тыс. руб., из них возмещены за счет собственных средств предприятия 2366,52 тыс. руб. и 19 471,24 тыс. руб. - невозмещенных затрат.

По итогам экспертной оценки ущерба ФГБУ "Россельхозцентр" подготовило реестр результатов экспертизы оценки ущерба, в который СПК "Путь Ленина" был включен с размером ущерба, подлежащего возмещению 19 471,24 тыс. руб.

Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия не включило СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии на основании абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных производителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утвержден постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 г. № 514, далее – Порядок), в связи с тем, что СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» не состоит на учете в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов в Республике Калмыкия.

Таким образом, СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» столкнулся с бюрократическими препонами, основанными на незаконных основаниях и был вынужден обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка.

Решением от 23.09.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Тогда специалистами ОАО «Юридическое агентство «СРВ» была подготовлена кассационная жалоба, с указанием всех выявленных нами нарушений. Результатом чего стала отмена решения от 23.09.2013 года, дело направлено на новое рассмотрение на том основании, что суд не оценил доводы колхоза и общества об ограничении оспариваемым положением свободы экономической деятельности заявителей, о том, что оспариваемое положение ставит их в заведомо невыгодное положение с организациями, зарегистрированными на территории Республики Калмыкия; Правительство Республики Калмыкия (далее – Правительство) не указало нормативный акт, содержащий ограничения, связанные с местом регистрации лица, для получения сельхозпроизводителями субсидий; суд не исследовал довод заявителей о том, что сведения в отношении колхоза и общества, как пострадавших от засухи, использованы Правительством при направлении информации для получения денежных средств из федерального бюджета.

Специалисты «Юридического агентства «СРВ», представили суду все необходимые дополнения позволяющие обосновать недействительность абзаца 2 пункта 3 Порядка. Несмотря на все усилия Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия и Правительства Республики Калмыкия – суд принял сторону СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина».

Решением от 28.03.2014 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, Правительство Республики Калмыкия подготовило кассационную жалобу, в которой просило отменить решение, ссылаясь на то, что суд применил не подлежащий применению Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ); определение условий предоставления субсидии сельхозпроизводителям входит в полномочия Правительства. Заявитель не согласен с выводом суда о создании Правительством дискриминационных условий по сравнению с сельхозпроизводителями, зарегистрированными в Республике Калмыкия, полагая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) не распространяются на спорные правоотношения. Суды не учли, что фактически из федерального бюджета денежные средства выделены в меньшем размере по сравнению с данными, направленными в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Опираясь на позицию, изложенную специалистами ОАО «Юридическое агентство«СРВ», Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа посчитал, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ). Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно статье 1 Закона № 264-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.

В силу статьи 3 Закона № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

В соответствии со статьей 5 Закона № 264-ФЗ государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для реализации государственной аграрной политики, используется, в том числе, и предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона).

В силу статьи 7 Закона, финансирование мероприятий государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) 6 А22-1081/2013 учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое положение Порядка не соответствует статье 8 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3, статье 5, части 3 статьи 7 Закона № 264-ФЗ, пункту 2 статьи 1, пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Указанные выводы признаны судом правильными.

Субъект Российской Федерации вправе определить категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий, при этом он не может устанавливать дискриминационных условий в числе критериев отбора таких получателей.

Согласно части 1 статье 15 Закона «О защите конкуренции», органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий.

Закон № 371-ФЗ и Закон № 264-ФЗ, регулирующий основные принципы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, не ставят предоставление им финансовой поддержки в зависимость от места их регистрации.

Определение такого критерия для получения субсидий как место государственной регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей ставит лиц, осуществляющих одинаковую сельскохозяйственную деятельность на территории Республики Калмыкия, в неравные условия, в то время как дотации из федерального бюджета предусмотрены для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года на территории Республики Калмыкия.

Тот факт, что из федерального бюджета денежные средства выделены в меньшем размере по сравнению с данными, направленными в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения. Законодательством не предусмотрена обязанность Российской Федерации предоставлять своему субъекту дотации в запрашиваемом им размере. В данном случае решение о размере дотации принималось в учетом предоставленных субъектом Российской Федерации данных о размере причиненного засухой ущерба. Доказательства, свидетельствующие о том, что размер дотации определен в меньшем размере по сравнению с суммой причиненного ущерба только на том основании, что приняты во внимание данные о затратах сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных на территории Республики Калмыкия, отсутствуют.

Суды, опираясь на позицию изложенную юристами ОАО «Юридическое агентство «СРВ», принимая во внимание критерии, в соответствии с которыми Закон № 264-ФЗ определяет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя; отсутствие в Законе № 371-ФЗ и Законе № 264-ФЗ норм, указывающих на предоставление финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в зависимости от места их регистрации, включение Правительством в сведения, направленные для получения денежных средств из федерального бюджета, данных о размере причиненного в результате засухи 2012 года ущерба не только зарегистрированным на территории республики лицам, но также и лицам с местом регистрации за ее пределами, обоснованно удовлетворили заявленные требования.

Таким образом, профессиональная работа юристов ОАО «Юридическое агентство «СРВ» позволила восстановить справедливость.

Сокращение бюрократических препон на пути развития бизнеса, приведение Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных производителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утверждённого постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 г. № 514) в соответствие с требованиями законодательства - является несомненной победой наших юристов.

Заместитель генерального директора
ООО «СРВ»
Е.В. Гуцев



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар
11 июня 2014 года
дело № А53-31065/2012

 


Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2014 года

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» (ИНН 2602000851, ОГРН 1022602622360) - Гуцева Е.В. (доверенность от 23.09.2013), от Правительства Республики Калмыкия (ИНН 0814158396, ОГРН 1040872150010) - Манкировой Г.В. (доверенность от 24.04.2014), от Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225) - Дундуевой Ц.С. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью «Югинвест» (ИНН 2604005171, ОГРН 1032601797370), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.03.2014 г. по делу № А22-1081/2013 (судьи Шевченко В.И., Челянов Д.В., Джамбинова Л.Б.), установил следующее.

СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» (далее - колхоз) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных производителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утвержден постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 г. № 514, далее - Порядок).

ООО «Югинвест» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка.

Дела объединены в одно производство с присвоением делу номера А22-1081/2013.

Решением от 23.09.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда кассационной инстанции от 18.12.2013 г. решение от 23.09.2013 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение на том основании, что суд не оценил доводы колхоза и общества об ограничении оспариваемым положением свободы экономической деятельности заявителей, о том, что оспариваемое положение ставит их в заведомо невыгодное положение с организациями, зарегистрированными на территории Республики Калмыкия;Правительство Республики Калмыкия (далее - Правительство) не указало нормативный акт, содержащий ограничения, связанные с местом регистрации лица, для получения сельхозпроизводителями субсидий; суд не исследовал довод заявителей о том, что сведения в отношении колхоза и общества, как пострадавших от засухи, использованы Правительством при направлении информации для получения денежных средств из федерального бюджета.

Решением от 28.03.2014 г. заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Правительство просит отменить решение, ссылаясь на то, что суд применил не подлежащий применению Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ); определение условий предоставления субсидии сельхозпроизводителям входит в полномочия Правительства.

Заявитель не согласен с выводом суда о создании Правительством дискриминационных условий по сравнению с сельхозпроизводителями, зарегистрированными в Республике Калмыкия, полагая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) не распространяются на спорные правоотношения.

Суды не учли, что фактически из федерального бюджета денежные средства выделены в меньшем размере по сравнению с данными, направленными в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

В отзывах Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия поддержало доводы, заявленные Правительством, колхоз просил решение оставить без изменения.

В судебном заседании представители Правительства, Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, колхоза повторили доводы, изложенные в жалобе и отзывах.

Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее - Закон № 371-ФЗ) субъектам Российской Федерации, в том числе Республике Калмыкия, выделены дотации на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года. Республике Калмыкия выделена дотация в размере 173 316 800 рублей.

Правительство утвердило Порядок предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года. Согласно пункту 3 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), при соблюдении следующих условий: состоящим на учете в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов в Республике Калмыкия; признанным пострадавшими от гибели сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в результате чрезвычайной ситуации «Засуха» в Республике Калмыкия в весенне-летний период 2012 года на основании экспертной оценки ущерба, проведенной Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский сельскохозяйственный центр», за исключением, указанных в пункте 3.1 Порядка.

Колхоз осуществлял в 2012 году сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия на основании договора о совместной деятельности от 10.09.2010 г. № 6/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 г. № 6/10, заключенных с К(Ф)Х «Бяцахн», а также договора о совместной деятельности от 10.09.2010 г. № 7/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 № 7/10, заключенных с КФХ «Урожайный».

Общество осуществляло в 2012 году сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 10.09.2010 г., заключенного с КФХ «Захн Арыл»; договора о совместной деятельности от 10.09.2010 г., заключенного с КФХ «Байн»; договора подряда от 03.02.2009 г. на выполнение работ, заключенного с КФХ «Манжиков», договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 05.03.2010 г., заключенного с МУП Маныческое сельское муниципальное образование «Джунгария»; договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 10.09.2010 г., заключенного с КФХ «ИСН»; договора подряда от 03.02.2009 г. на выполнение работ, заключенного с КФХ «Норма»; договора подряда от 03.02.2009 г. на выполнение работ, заключенного с КФХ «ОТХН».

Колхоз и общество на основании акта от 12.09.2012 г. № 001/1 «О проведении экспертизы объектов растениеводства, пострадавших в летний период 2012 года от чрезвычайных ситуаций «Засуха» в Республике Калмыкия», составленного ФГБУ «Россельхозцентр», действующим согласно государственному контракту с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, признаны пострадавшими от гибели сельскохозяйственных культур. В акте указаны площади посевов, вид сельскохозяйственных культур, фактические, возмещенные и невозмещенные затраты.

Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия отказало заявителям во включении их в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей на получение субсидий, указав на несоответствие требованиям, изложенным в абзаце 2 пункта 3 Порядка, поскольку колхоз и общество состоят на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю.

Колхоз и общество обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующим абзаца 2 пункта 3 Порядка.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают какие - либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ). Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Закона 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно статье 1 Закона № 264-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.

В силу статьи 3 Закона № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

В соответствии со статьей 5 Закона № 264-ФЗ государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для реализации государственной аграрной политики, используется, в том числе, и предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона).

В силу статьи 7 Закона финансирование мероприятий государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое положение Порядка не соответствует статье 8 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3, статье 5, части 3 статьи 7 Закона № 264-ФЗ, пункту 2 статьи 1, пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Указанные выводы являются правильными.

Субъект Российской Федерации вправе определить категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий, при этом он не может устанавливать дискриминационных условий в числе критериев отбора таких получателей.

Участвующие в деле лица не оспаривают, что колхоз и общество являются сельскохозяйственными производителями и в 2012 году осуществляли деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур на территории Республики Калмыкия.

Колхоз и общество в установленном порядке признаны пострадавшими от гибели сельскохозяйственных культур в результате засухи в Республике Калмыкия; информация о заявителях и размере их затрат использована Правительством при направлении сведений для получения денежных средств из федерального бюджета для последующего их предоставления в качестве субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Согласно части 1 статье 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий.

Закон № 371-ФЗ и Закон № 264-ФЗ, регулирующий основные принципы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, не ставят предоставление им финансовой поддержки в зависимость от места их регистрации.

Определение такого критерия для получения субсидий как место государственной регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей ставит лиц, осуществляющих одинаковую сельскохозяйственную деятельность на территории Республики Калмыкия, в неравные условия, в то время как дотации из федерального бюджета предусмотрены для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года на территории Республики Калмыкия.

Тот факт, что из федерального бюджета денежные средства выделены в меньшем размере по сравнению с данными, направленными в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения. Законодательством не предусмотрена обязанность Российской Федерации предоставлять своему субъекту дотации в запрашиваемом им размере.

В данном случае решение о размере дотации принималось в учетом предоставленных субъектом Российской Федерации данных о размере причиненного засухой ущерба. Доказательства, свидетельствующие о том, что размер дотации определен в меньшем размере по сравнению с суммой причиненного ущерба только на том основании, что приняты во внимание данные о затратах сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных на территории Республики Калмыкия, отсутствуют.

Суды, принимая во внимание критерии, в соответствии с которыми Закон № 264-ФЗ определяет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя; отсутствие в Законе № 371-ФЗ и Законе № 264-ФЗ норм, указывающих на предоставление финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в зависимости от места их регистрации, включение Правительством в сведения, направленные для получения денежных средств из федерального бюджета, данных о размере причиненного в результате засухи 2012 года ущерба не только зарегистрированным на территории республики лицам, но также и лицам с местом регистрации за ее пределами, обоснованно удовлетворили заявленные требования. 

Основания для отмены решения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.03.2014 г. по делу № А22-1081/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Судьи
М.Г. Калашникова
Е.В. Андреева
И.М. Денека



Наши контакты в регионах

ОАО «Юридическое агентство «СРВ» 355018 г. Ставрополь, ул. Мира 319, тел./Факс: +7(8652) 35-04-08; 24-47-47; 37-19-19; 37-22-44

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
115088 г. Москва, ул. Дубровская 1-Я, 15/31, тел.: +7 (495) 222-50-50

ООО «Коллекторская группа СРВ»
198019, г. Санкт Петербург, ул. Глиняная 5, тел.: +7 (812) 920-74-73

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
350063, г. Краснодар, ул. Кубанская набережная 7, тел.: +7 (861) 992-0-992

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
367013, г. Махачкала, пр-т. Гамидова 39, тел.: +7 (8722) 92-92-42

ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
385000, г. Майкоп, ул Курганная, 197, тел.: +7 (918) 746-42-73

ООО «Агропромышленный холдинг «СРВ»
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая 181a, тел.: +7 (863) 275-56-77

ООО «СРВ»
630110, г. Новосибирск, ул. Писемского 1 А, корпус 9, тел.: +7 (383) 254-75-01

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
454119, г. Челябинск, Копейское шоссе, д. 40, тел.: +7 (351) 223-18-88

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
644001, г. Омск, ул. 20 лет РККА 179, Торговый комплекс «3-й Разъезд», тел.: +7 (3812) 909-001

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
660133, г. Красноярск, ул. им. Сергея Лазо 6а, тел.: +7 (391) 280-00-25

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
450095, г.Уфа, ул.. Глазовская, 14/1, тел.: +7 (347) 294-85-55

ООО «Финансовое агентство «СРВ»
394030, г. Воронеж, ул. Острогожская 73, тел.: +7 (473) 232-22-40

ООО «СРВ»
443010, г. Самара, ул. Куйбышева 128, тел.: +7 (846) 205-55-92

ООО «Успех»
410056, г. Саратов, ул. Ильинский проезд 11, тел.: +7 (8452) 75-87-80

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
420111, г. Казань, ул. Мазита Гафури 50, тел.: +7 (843) 215-17-77

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
362025, г. Владикавказ, ул. Куйбышева 21-23, тел.: +7 (8672) 92-22-72

ООО «Юридическое бюро СРВ»
620089, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской 3, тел.: +7 (3432) 72-85-65

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
360015, г. Нальчик, ул. Чернышевского 181,
тел.: +7 988 939-88-11

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
603040, г. Нижний Новгород, ул. Свободы 63, тел.: +7 (831) 424-44-56

ООО «СРВ»
236022, г. Калининград, ул. Дм. Донского, 11, тел.: +7 (4012) 27-00-04

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
690017, г. Владивосток, ул. Фадеева 47, тел.: +7 (423) 274-11-10

Email: asrv@bk.ru


УКАЗ Президента Российской Федерации о награждении Савичева Романа Валерьевича


Постановление о награждении медалью «Герой труда Ставрополья» Савичева Р.В.

Роман Савичев награжден медалью «Слава Адыгеи» за особые заслуги в становлении республики, развитии законодательства, обеспечении прав и свобод граждан

Генеральному директору Группы компаний «СРВ» Роману Савичеву присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Республики Адыгея»














Информеры - курсы валют
Гидрометцентр России
   Индекс цитирования.
   Rambler's Top100
 
  Рейтинг@Mail.ru