Победа — наша работа!
Биографическая статья и интервью с Романом Савичевым
Отзывы друзей и коллег о Романе Савичеве
Журнал «Вестник хозяйственного правосудия Южного и Северо-Кавказского федеральных округов»
Основные награды Группы компаний «СРВ»
Клиенты Группы компаний «СРВ»
Выдержки из статей о судебных спорах с участием специалистов ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
Миллиардные претензии Сбербанка к Группе компаний «ДримКар» в конечном итоге ударили по самому банку
Банкиры, подавая на своего заемщика в суд, рассчитывали на легкую добычу, но в итоге в полном объеме не вернули себе даже выданные в долг финансы
Финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008-2009 годах, аукается экономике Ставрополья и поныне. Печально, но под натиском этого «цунами» канули в Лету многие благие бизнес-начинания. А среди предприятий-счастливцев, преодолевших бурю и оставшихся на плаву, – буквально единицы тех, что без особых потерь справились с трудностями, не сворачивая мощностей и не прибегая к сторонней помощи.
Понятно, что за поддержкой бизнес обращался прежде всего к государству и банкам. Причем последние хоть с опаской и доскональным изучением положения каждого клиента, но все же кредиты давали. Что уж греха таить – самое время, когда поставленным в безвыходное положение предпринимателям можно было навязать почти любую кабалу.
Есть много поучительных сказок и реальных историй о том, что жадность губит. И эта история – еще один красноречивый пример. Так, в крае на слуху долгое время оставалась история Группы компаний «ДримКар». Солидный холдинг, по праву завоевавший звание одного из крупнейших официальных дилеров иномарок ведущих брендов на Юге России и Северном Кавказе, вполне мог не пережить удар кризиса. И однозначно, его банкротство не прошло бы тихо. Представьте себе масштабы: «ДримКар» представляет собой холдинг из десяти компаний, каждая из которых располагает целой сетью автосалонов, рассредоточенных по всему Ставрополью. Трудно представить, какая очередь из заказчиков, не получивших свои авто, выстроилась бы тогда в суды…
В общем, когда нарисовались такие нерадужные перспективы, руководство группы компаний «ДримКар» открывает невозобновляемую кредитную линию в Сбербанке России. Надо сказать, что решение далось нелегко: предложенные банком договоры носили специфический характер и учитывали исключительно интересы одной стороны. Однако ставка была высока: без этих денег «ДримКару» вряд ли удалось бы быстро покрыть дефицит оборотных средств, выполнить многочисленные обязательства перед клиентами и осуществлять дальнейшие поставки в край иномарок и комплектующих к ним. В итоге выбор был сделан – каждая из десяти фирм, входящих в группу, заключила ряд договоров с Северо-Кавказским банком.
Руководство холдинга «ДримКар» отчетливо понимало, что вгоняет себя в жесткие рамки, но о том, какой оборот позже примет ситуация, никто даже предположить не мог. Дела в автобизнесе потихоньку стали приходить в норму, когда в арбитраж края от Северо-Кавказского банка вдруг поступает 54(!) исковых заявления о взыскании с фирм «ДримКара» и их поручителей задолженности. По мнению банка, к тому времени с учетом процентов, пеней и штрафов «на счетчике» в общей сложности набежало несколько миллиардов рублей.
В холдинге этим действием были просто шокированы. Парадокс ситуации в том, что срок погашения основного долга по договорам на тот момент еще не наступил. Между тем, Северо-Кавказский банк не только предъявил претензии по просрочке уплаты основного долга, но и насчитал пени. Параллельно юристы Северо-Кавказского банка подали десятки исков в суды общей юрисдикции о взыскании солидных сумм с физлиц, выступивших поручителями по кредитным договорам. Так, на бессменного руководителя группы компаний «ДримКар» Эмиля Гашимова и членов его семьи одномоментно было «повешено» более пяти миллиардов рублей…
– Юристы нашего агентства, приступив к распутыванию этого клубка противоречий, начали работу с детального изучения материалов всех 54 арбитражных дел, возбужденных по искам Сбербанка, – говорит Роман Савичев. – И каждый из договоров об открытии невозобновляемой кредитной линии, на основании которых банк обратился в суд о взыскании задолженности, прошел тщательную проверку на соответствие требованиям законодательства.
На момент обращения «ДримКара» за помощью в «СРВ» требования банка в арбитраже края рассматривались уже по существу, и судебный процесс вполне мог завершиться вынесением решений в пользу банкиров. Следовало немедленно предпринимать какие-то действия. Потому для защиты интересов холдинга решено было организовать ответную массированную атаку. В суд были представлены встречные иски к Северо-Кавказскому банку. Благо, результаты правового анализа кредитных документов давали «простор» для ответных претензий.
Они заключались прежде всего в том, что банк в обмен на остро необходимые клиенту финансы загнал его в кабальное положение, при этом существенно обогатившись за счет заемщика. Об этом, настаивали юристы «СРВ», например, свидетельствовали условия о комиссиях за рассмотрение заявок и за открытие кредитной линии, очередность направления денежных средств, поступающих в счет погашения задолженности. Те механизмы, которые использовал Сбербанк при обслуживании этих кредитных линий не только были крайне невыгодны клиенту, но и откровенно противоречили нормам Гражданского кодекса и правилам, установленных Банком России. А значит, тем самым были нарушены законные интересы группы компаний «ДримКар».
Надо отметить, что более полугода юристы Сбербанка держали оборону, но справиться с заваренной ими же «кашей» так и не смогли. «Добыча», которая когда-то казалась легкой, как говорится, пришлась не по зубам.
– Причем в ходе процесса уже не наш клиент, а руководство Северо-Кавказского банка столкнулось с серьезными проблемами, – поясняет Р. Савичев. – Найденные нами изъяны в договорах займов даже ставили под угрозу то, что банк сможет получить обратно все деньги, выданные в рамках кредитной линии. Мы предложили оптимальный вариант, а именно – уступить свои требования дружественной «ДримКару» компании.
Таковая, кстати, легко нашлась. Вы, скорее всего, удивитесь, но банк был вынужден продать долг с дисконтом в 51 процент, получив за него чуть более 2,2 миллиардов рублей. Тогда как сумма выданных в свое время кредитных средств была почти вдвое больше. Заметим, что эта потеря была исключительно следствием несговорчивости менеджеров Северо-Кавказского банка и игнорирования многочисленных просьб руководства «ДримКара» отодвинуть сроки уплаты процентов по кредитным договорам до завершения финансового мирового кризиса.
По материалам арбитражных дел №№ А63-5557/2010, А63-5558/2010, А63-5553/2010, А63-5729/2010, А63-5712/2010, А63-5715/2010, А63-5726/2010, А63-5706/2010, А63-5720/2010, А63-5549/2010, А63-5550/2010, А63-5551/2010, А63-5554/2010, А63-5668/2010, А63-5671/2010, А63-5709/2010, А63-5710/2010, А63-5714/2010, А63-5716/2010, А63-5719/2010, А63-5722/2010, А63-5725/2010, А63-5730/2010, А63-5662/2010, А63-5743/2010, А63-5741/2010, А63-5670/2010, А63-5665/2010, А63-5664/2010, А63-5926/2010, А63-5927/2010, А63-5705/2010, А63-5707/2010, А63-5727/2010, А63-5724/2010, А63-5723/2010, А63-5740/2010, А63-5742/2010, А63-5663/2010, А63-5667/2010, А63-5555/2010, А63-5556/2010, А63-5552/2010, А63-5557/2010, А63-5711/2010, А63-5717/2010, А63-5721/2010, А63-5713/2010, А63-5718/2010, А63-5672/2010, А63-5888/2010, А63-5609/2010, А63-5548/2010, А63-5559/2010, А63-5708/2010.