Научно-практические статьи по спорам с участием специалистов Агентства




  Президент Российской Федерации




  Интернет-портал Правительства Российской Федерации




  Сервер органов государственной власти России




  Верховный Суд Российской Федерации




  Консультант плюс




  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа




  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд




  Арбитражный суд Ставропольского края




  Арбитражный суд Краснодарского края




  Арбитражный суд Ростовской области




  Ставропольский краевой суд




  Сайт Губернатора Ставропольского края




  Федеральные органы исполнительной власти России



  Адвокатская палата Ставропольского края




  Нотариальная палата Ставропольского края




  Арбитражный суд республики Дагестан




  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики




  Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики




  Арбитражный суд республики Ингушетия




 Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания




 Арбитражный суд Чеченской республики




 Арбитражный суд республики Калмыкия




 Арбитражный суд республики Адыгея



Верховный суд РФ подтвердил, что ограничения для ритейлеров на расширение торговых площадей не носят ретроспективный характер

Несовершенство разработанной властями методики расчетов не должно сказываться на интересах торгового бизнеса. Таков вывод Верховного суда РФ, разбиравшегося в споре крупного отечественного ритейлера и Федеральной антимонопольной службы. ФАС не удалось защитить свою идею о том, что запрет на расширение торговых площадей при превышении сетью в пределах населенного пункта так называемого порога доминирования носит ретроспективный характер.

Предваряя подробности, заметим, что необходимость государственного регулирования на рынке продовольственных товаров не вызывает сомнений. И использование на протяжении последних лет целого ряда ограничительных механизмов привело к тому, что крупнейшие федеральные ритейлеры не нарушают законодательство целенаправленно – слишком велики риски потери инвестиций и болезненны возможные санкции. Последствия практически любого юридически значимого действия, а тем более при наращивании присутствия в конкретной территории, комплексно оцениваются и просчитываются специалистами заранее. Видимо, во многом по этой причине случаи, когда крупные ритейлеры были вынуждены закрывать магазины из-за превышения доли рынка в 25%, до сих пор носят единичный характер.

В данном случае «лишним» антимонопольщики посчитали открытие нового магазина «Пятерочка» в городе Дмитрове Московской области. По их мнению, арендовав под него помещение в 2015 году, ООО «Агроторг» (входит в группу лиц X5 Retail Group) нарушило требования, установленные Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и превысило лимит в 25% от объема всех продаж торговой сети за предыдущий финансовый год в районе. Действующая редакция закона категорически запрещает розничной сети наращивать торговые площади, если на нее уже приходится 25% и более от общего объема реализованных продовольственных товаров в денежном выражении в границах субъекта РФ, муниципального района или городского округа.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области обратилось в суд с требованием признать недействительным договор аренды площадей под «сверхлимитный» магазин и применить последствия недействительности ничтожной сделки, а именно – вернуть арендодателю помещение и взыскать в федеральный бюджет доход, полученный торговым предприятием в результате нарушения антимонопольного законодательства. Специалисты ФАС в суде оперировали цифрой, что общая доля рынка ООО «Агроторг» в Дмитровском районе составила в 2014 году 25,4%.

В свою очередь ООО «Агроторг» с таким формальным подходом категорически не согласилось, подчеркивая, что на дату подписания договора аренды площади под новую торговую точку официальная статистика Росстата по объемам продаж за 2014 год еще не была опубликована, соответственно, отсутствовали данные о превышении ООО «Агроторг» планки в 25% от общего объема реализации продовольственных товаров в Дмитрове. Закон при этом не конкретизирует, как быть ритейлерам, если они арендуют или покупают помещение для нового магазина в начале года до публикации упомянутой статистики.

Судебные инстанции в позиции по этому вопросу не сошлись. Арбитражный суд Московской области отказал ФАС в удовлетворении исковых требований по расторжению договора аренды между ООО «Агроторг» и ООО «Дмитровское ремонтно-строительное предприятие». Суд счел, что при его заключении стороны в марте 2015 года правомерно учитывали сведения о доле рынка ООО «Агроторг» за 2013 год и руководствовались официальной информацией о том, что в общем объеме всех продовольственных товаров в Дмитровском районе предприятие достигло доли лишь в 19,45%. Тогда как статистические данные за 2014 год, на основе которых ФАС были сделаны выводы о нарушении, Росстат обнародовал только 29 апреля 2015 года.

Однако Десятый арбитражный апелляционный суд, поддержанный позже Арбитражным судом Московского округа, принял доводы Федеральной антимонопольной службы и расторг договор между сторонами, применив последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания арендатора ООО «Агроторг» возвратить арендодателю нежилое помещение. Заметим, соглашаясь с судом первой инстанции, что на дату заключения договора сведения об объемах реализованных продовольственных товаров за 2014 год опубликованы не были, апелляционный суд, признал договор недействительным, в частности, сославшись на то, что после их публикации 29 апреля 2015 года ООО «Агроторг» не предприняло мер по расторжению спорной сделки.

В жалобе в Верховный суд РФ ООО «Агроторг» указало, что Десятый арбитражный апелляционный суд «чрезмерно формально» истолковал норму закона и что запретительное условие закона для заключения сделок, направленных на увеличение торговых площадей, возникает исключительно с момента официального опубликования данных. Соответственно, на момент заключения спорного договора такое запретительное условие отсутствовало. Кроме того, нарушением закона является не сам по себе факт превышения 25-процентной доли, а намеренные действия по расширению торговых площадей, когда достоверно известно, что доля компании за предыдущий год превысила 25% в общем объеме реализации продовольственных товаров. Ведь сам по себе рост доли на рынке далеко не всегда является результатом чисто физического наращивания торговой организацией занимаемого магазинами пространства. Присутствие, к примеру, автоматически будет увеличиваться при закрытии магазинов сетей-конкурентов. Кроме того, доля конкретного ритейлера в общем объеме продаж продовольствия в пределах какого-то населенного пункта по итогам года может быть большой вследствие успешного маркетинга или продажи более качественных в сравнении с конкурентами товаров.

В свою очередь представители ФАС настаивали, что ритейлеры несут риск принятия ошибочного решения и во избежание его должны рассчитывать величину своей доли «любым достоверным способом». Это поможет воздержаться от сделок, которые грозят превышением предельного уровня присутствия на рынке.

Коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ отменила постановления апелляционной и кассационной инстанций и «засилила» решение Арбитражного суда Московской области, поддержавшего позицию ООО «Агроторг».

В частности, анализу подвергся механизм расчета долей рынка, необходимых для реализации положений статьи 14 Закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Он закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 № 305 «Об утверждении методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год».

Согласно ему, информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении размещается Росстатом (его территориальными органами) на официальном сайте в сети Интернет ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным годом.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и имеющие намерение приобрести или арендовать дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности, имеют возможность расчета своей доли в границах соответствующего административно-территориального образования исключительно на основании официальных данных, публикуемых Росстатом. «Использование иных данных об объеме реализованных продовольственных товаров за предыдущий финансовый год, полученных из других источников, в силу требований Постановления № 305 не допускается, – подчеркивается в определении Верховного суда РФ. – Таким образом, установить превышение 25% объема реализованных продовольственных товаров за текущий год возможно только после публикации соответствующих данных за предыдущий год, поскольку до этого база для расчета отсутствует».

Экономколлегия Верховного суда РФ поддержала вывод суда первой инстанции, что при решении вопроса о соответствии спорного договора, заключенного в марте 2015 года, требованиям статьи 14 Закона № 381-ФЗ, не может быть учтен расчет, опубликованный 29.04.2015. «Запретительное условие закона для заключения сделок, направленных на увеличение торговых площадей, возникает только с момента официального опубликования данных, применительно к оспоренному договору названное условие наступает лишь с 29.04.2015 <…> у судов апелляционной и кассационной инстанций не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции и признания договора аренды недвижимого имущества недействительной сделкой. Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что постановления апелляционной и кассационной инстанций приняты с существенными нарушениями норм материального права», – констатировал Верховный суд РФ.

Отметим, что «порог доминирования» стал очень обсуждаемым, наверное, еще со времени его установления. И уже не первый год поднимается вопрос о его изменении, причем есть сторонники как его повышения, так и понижения. Понятно, отечественные ритейлеры, для которых ограничения остаются болезненными и мешающими развитию, лоббируют если не увеличение своей доли, то хотя бы пересмотр действующих правил для приближения их к реалиям. Ведь сохраняющиеся в законодательстве неоднозначные моменты приводят порой к серьезным потерям – например, уже построенные магазины оказывается невозможно открыть из-за формальных ограничений. В свою очередь малый и средний бизнес, работающий в торговле, регулярно настаивает на совершенно противоположном. Свое эффективное развитие местные предприниматели зачастую связывают с дальнейшим ужесточением рамок для сетевиков и понижением порога доминирования, якобы в ином случае конкурентоспособность других форматов торговли: ярмарок, розничных рынков, нестационарных и мобильных торговых объектов, продолжит снижаться.

В ходе этой не утихавшей много лет дискуссии власти не решались на какие-то изменения: профильные федеральные министерства не пришли к единому мнению, а ФАС неизменно подчеркивала, что действующие ограничения реально обеспечивают поддержание баланса интересов участников рынка розничной торговли. Однако наконец наметились определенные изменения в сторону ослабления регулирования торговли как драйвера развития экономики. Что в целом нельзя не приветствовать, так как дерегулирование любой рыночной отрасли закономерно приводит к усилению конкуренции, а это, в свою очередь, позволит прийти к более оптимальным ценам, к улучшению качества товаров и увеличению их ассортимента.

Так, до 1 апреля 2019 года профильным ведомствам поручено проработать корректировки в закон об основах регулирования торговли. В числе прочего речь идет и об уточнении методики определения долей розничных сетей в муниципальных образованиях. В частности, предлагается при расчете доли компании не учитывать работающие по франшизе партнерские сети. Также должны быть уточнены границы административно-территориальных образований, в пределах которых определяется доля ритейлера. Кроме того, в связи с очевидной неполнотой сведений Росстата не исключено, что для более точного определения оборота компаний будут использоваться данные с онлайн-касс магазинов. Наиболее прорывной же считается идея о развитии в сфере торговли институтов саморегулирования.



Наши контакты в регионах

ОАО «Юридическое агентство «СРВ» 355018 г. Ставрополь, ул. Мира 319, тел./Факс: +7(8652) 35-04-08; 24-47-47; 37-19-19; 37-22-44

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
115088 г. Москва, ул. Дубровская 1-Я, 15/31, тел.: +7 (495) 222-50-50

ООО «Коллекторская группа СРВ»
198019, г. Санкт Петербург, ул. Глиняная 5, тел.: +7 (812) 920-74-73

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
350063, г. Краснодар, ул. Кубанская набережная 7, тел.: +7 (861) 992-0-992

ООО «Коллекторское бюро «СРВ»
367013, г. Махачкала, пр-т. Гамидова 39, тел.: +7 (8722) 92-92-42

ОАО «Юридическое агентство «СРВ»
385000, г. Майкоп, ул Курганная, 197, тел.: +7 (918) 746-42-73

ООО «Агропромышленный холдинг «СРВ»
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая 181a, тел.: +7 (863) 275-56-77

ООО «СРВ»
630110, г. Новосибирск, ул. Писемского 1 А, корпус 9, тел.: +7 (383) 254-75-01

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
454119, г. Челябинск, Копейское шоссе, д. 40, тел.: +7 (351) 223-18-88

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
644001, г. Омск, ул. 20 лет РККА 179, Торговый комплекс «3-й Разъезд», тел.: +7 (3812) 909-001

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
660133, г. Красноярск, ул. им. Сергея Лазо 6а, тел.: +7 (391) 280-00-25

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
450095, г.Уфа, ул.. Глазовская, 14/1, тел.: +7 (347) 294-85-55

ООО «Финансовое агентство «СРВ»
394030, г. Воронеж, ул. Острогожская 73, тел.: +7 (473) 232-22-40

ООО «СРВ»
443010, г. Самара, ул. Куйбышева 128, тел.: +7 (846) 205-55-92

ООО «Успех»
410056, г. Саратов, ул. Ильинский проезд 11, тел.: +7 (8452) 75-87-80

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
420111, г. Казань, ул. Мазита Гафури 50, тел.: +7 (843) 215-17-77

ООО «Консалтинговая группа «СРВ»
362025, г. Владикавказ, ул. Куйбышева 21-23, тел.: +7 (8672) 92-22-72

ООО «Юридическое бюро СРВ»
620089, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской 3, тел.: +7 (3432) 72-85-65

ООО «Юридическое агентство «СРВ»
360015, г. Нальчик, ул. Чернышевского 181,
тел.: +7 988 939-88-11

ООО «Коллекторское агентство «СРВ»
603040, г. Нижний Новгород, ул. Свободы 63, тел.: +7 (831) 424-44-56

ООО «СРВ»
236022, г. Калининград, ул. Дм. Донского, 11, тел.: +7 (4012) 27-00-04

ООО «Юридическое бюро «СРВ»
690017, г. Владивосток, ул. Фадеева 47, тел.: +7 (423) 274-11-10

Email: asrv@bk.ru


УКАЗ Президента Российской Федерации о награждении Савичева Романа Валерьевича


Постановление о награждении медалью «Герой труда Ставрополья» Савичева Р.В.

Роман Савичев награжден медалью «Слава Адыгеи» за особые заслуги в становлении республики, развитии законодательства, обеспечении прав и свобод граждан

Генеральному директору Группы компаний «СРВ» Роману Савичеву присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Республики Адыгея»














Информеры - курсы валют
Гидрометцентр России
   Индекс цитирования.
   Rambler's Top100
 
  Рейтинг@Mail.ru